Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Хуан Шуай

В поисках новых тембров: Го Вэньцзин. «Речитатив для китайских гонгов»

В настоящей статье анализируется творческий опыт современных китайских композиторов, связанный с целенаправленным поиском новых тембровых красок в контексте взаимодействия восточного и западного музыкального мышления. Подробно рассматриваются принципы разнообразных смешений, объединяющих звучания традиционных народных инструментов Китая и инструментов, свойственных западной академической музыке, в камерных музыкальных произведениях последних десятилетий. Автором статьи акцентируется внимание на новых приемах игры с учетом индивидуальной концепции, композиционной структуры музыкальной формы и характеристики гармонии. Для осуществления данного анализа привлекаются исторический метод исследования, лонгитюдное включенное наблюдение, а также музыковедческий сравнительный анализ аудио- и видеоматериалов. В статье сделан вывод о том, что по сравнению с более ранними сочинениями для соло и ансамблей или инструментальными концертами, камерные произведения последних лет более последовательно и художественно убедительно воплощают концепцию синтеза важнейших черт музыкального мышления Китая и Запада. Об этом свидетельствует, в частности, недавно созданное оригинальное сочинение «Речитатив для китайских гонгов», принадлежащее Го Вэньцзину и сыгравшее весьма значимую роль в процессе творческой эволюции академической профессиональной музыки в современном Китае. Указанное сочинение в полной мере способствовало приумножению и художественному развитию многовековых традиций китайской культуры в музыкальном творчестве новейшей эпохи, равно как и дальнейшему углублению многообразных музыкальных и общекультурных взаимодействий между Китаем и европейскими странами. Исходя из этого, концептуальные характеристики и важнейшие особенности претворения используемых средств художественной выразительности, наблюдаемые в «Речитативе для китайских гонгов» и других подобных сочинениях, требуют углубленного изучения.

Ключевые слова

камерная музыка, тембровые смешения, новые приемы исполнения, Го Вэньцзин, «Речитатив для китайских гонгов», культурный диалог Востока и Запада.

Для цитирования

Хуан Шуай. В поисках новых тембров: Го Вэньцзин. «Речитатив для китайских гонгов» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 25-38.

DOI

10.52469/20764766_2022_04_25