В. Д. Зарицкий
Роль программности в исполнительском воплощении современного концертно-педагогического репертуара для ансамбля духовых инструментов
Автором публикуемой статьи рассматриваются проблемы, сопутствующие эффективной организации учебной работы в классе ансамбля духовых инструментов музыкального вуза. Отмечается, что одна из наиболее актуальных проблем связана с преимущественной ориентацией духового ансамблевого исполнительства конца XX – начала XXI столетий на современный репертуар. Этим обусловливается продиктованная учебным процессом необходимость освоения определенного количества произведений, созданных композиторами ХХ века и отличающихся значительной сложностью не только в техническом, но и в образно-смысловом плане. Успешному преодолению соответствующих трудностей призвано содействовать использование рекомендуемого музыкальной дидактикой программно-ассоциативного подхода, который позволяет активизировать творческое воображение молодых исполнителей. Первоначальный этап изучения современной ансамблевой музыки допускает целенаправленное использование отдельных специфических приемов инструментального театра, позволяющих с максимальной наглядностью выявить программный замысел композитора и представить его слушателям («Два ужасных тромбона» С. Лесли, 1997). На следующем этапе допустимо перейти к разучиванию произведений с несколько «завуалированной» программной концепцией, выявление и последовательная «расшифровка» которой могут придать самостоятельной подготовке студентов – участников ансамбля – и последующим совместным репетициям ярко выраженный эвристический характер. Особенности подобной «расшифровки» продемонстрированы автором статьи на примере сюиты «La cheminée du roi René» ор. 205 (1939) для квинтета духовых, сочиненной Дариюсом Мийо. Своеобразным первоисточником для указанной сюиты явилась музыка, написанная Д. Мийо к художественному фильму «Кавалькада любви», что предопределило и подразумеваемый «сюжет» программного инструментального цикла, и вероятные толкования отдельных пьес. Обозначенная автором историческая локация изображаемых событий (XV век) может быть соотнесена и с многогранной «звуковой атмосферой» квинтета, сочетающей в себе подчеркнутую «архаику» и остросовременный политональный колорит.
Ключевые слова
вузовский класс ансамбля духовых инструментов, концертно-педагогический репертуар, ансамблевые сочинения композиторов ХХ века, программность, инструментальный театр, сюита «La cheminée du roi René» Д. Мийо.
Для цитирования
Зарицкий В. Д. Роль программности в исполнительском воплощении современного концертно-педагогического репертуара для ансамбля духовых инструментов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2022. № 4. С. 126-132.