Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Д. Н. Козлов

Современный вокалист в «диалоге» с музыкальной классикой: эвристический аспект

В публикуемой статье отмечается актуальность эвристических методов как значимой составляющей профессионального музыкального образования. Современная отечественная дидактика склонна уделять особое внимание эвристической оснащенности молодых музыкантов-исполнителей, что мотивируется исконными свойствами данной сферы музыкального искусства. При этом эвристический аспект профессиональной исполнительской деятельности до настоящего времени рассматривался специалистами лишь в ряду «стимулирующих» факторов творческого процесса. По мнению автора статьи, благодаря целенаправленному изучению художественной практики крупнейших музыкантов-исполнителей ХХ столетия, включая знаменитых оперных и камерных певцов, можно выявить показательные образцы применения эвристических методов. В числе подобных образцов – исследовательский очерк Д. Фишера-Дискау о шубертовском вокальном цикле «Зимний путь» (из книги «По следам песен Шуберта», 1971), мотивирующий необходимость исполнительского воплощения двух авторских «версий» данного опуса как самостоятельных произведений. Итогом соответствующих изысканий явилась выполненная Д. Фишером-Дискау новая редакция «Зимнего пути». Другой пример – весьма продуктивная творческая работа П. Шрайера (1970-е годы) в полузабытой ныне жанровой сфере австро-немецкой Lied первой половины XIX века для голоса и гитары. Помимо вновь открытых и представленных слушателям малоизвестных оригинальных сочинений К. М. Вебера и Ф. Шуберта, исполнителем было осуществлено весьма интересное переложение шубертовского цикла «Прекрасная мельничиха» для указанного состава. Примечательным образцом эвристики в сфере музыкального театра является описываемая Дж. Вальденго профессиональная дискуссия начала 1950-х годов (с участием А. Тосканини) относительно традиционных вокальных «добавлений» («пунтатур»), используемых певцами Италии на протяжении оперных спектаклей, в частности «Травиаты» Дж. Верди. Освещаемые примеры свидетельствуют о необходимости углубленного изучения эвристической деятельности в художественной практике музыкантов-исполнителей.

Ключевые слова

профессиональная подготовка музыканта-исполнителя, эвристические методы, вокальное искусство, Д. Фишер-Дискау, Дж. Вальденго, П. Шрайер.

Для цитирования

Козлов Д. Н. Современный вокалист в «диалоге» с музыкальной классикой: эвристический аспект // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 70-76.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_70