Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Т. В. Иванченко

Роль музыки в занятиях по логопедической ритмике для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматривается роль музыки в занятиях по логопедической ритмике, которая расширяет возможности коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в речевом и психофизическом развитии. Более глубокому воздействию музыки и ее ритмических закономерностей на психические процессы и речевую активность ребенка способствует выявление взаимосвязей музыки с природой человека и законами его развития в аспекте функционирования биоритмов.

Опираясь на труды ученых – физиков и неврологов, исследователь утверждает, что многие проблемы психофизического и речевого развития связаны с неустойчивым типом синхронизации биоритмов, основу которых определяет чередование фаз эмоциональной напряженности и спада. При этом логопедическая ритмика может решить большой спектр задач – как собственно коррекционных, так и направленных на восстановление синхронизации биоритмов, воздействуя на определенные психические процессы.

Важную роль приобретают положения нейрофизиологии о связи между нарушениями чувства ритма, которое наблюдается у большинства детей с особенностями развития, и специфическими изменениями в правом и левом полушариях головного мозга, отвечающих за эмоциональное переживание ритма, речевую деятельность и двигательную активность. Логопедическая ритмика, опирающаяся на связи музыки, слова, ритма и движения, может позитивно воздействовать на функционирование полушарий головного мозга и способствовать их координации.

В статье характеризуется методика автора статьи, благоприятствующая развитию дыхания, стимуляции речи и двигательной активности при помощи специально подобранной музыки в заданном темпе и ритме. Логопедическая ритмика представляется эффективным инструментом, призванным помочь детям с ограниченными возможностями здоровья восстановить сложные психические процессы и адаптироваться в социуме.

Ключевые слова

логопедическая ритмика, биоритмы, музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, дети с ограниченными возможностями здоровья.

Для цитирования

Иванченко Т. В. Роль музыки в занятиях по логопедической ритмике для детей с ограниченными возможностями здоровья // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 91-96.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_91