Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






И. В. Митус, А. В. Йилмаз

Принципы отбора музыкального материала в занятиях по танцевально-двигательной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье освещаются проблемы, которые сопутствуют отбору музыкального материала для занятий по танцевально-двигательной терапии (танцетерапии) с детьми, имеющими диагноз «ограниченные возможности здоровья». Констатируется важная роль музыки в целенаправленном воздействии на нервную систему и мускулатуру указанных детей, их стимулировании и последовательной активизации. Определив задачи и приемы, сопряженные с подобным воздействием (как традиционные, так и арт-терапевтические), авторы статьи характеризуют некоторые индивидуальные подходы к использованию конкретных музыкальных произведений для различных этапов занятий по танцетерапии. Подчеркивается колоссальный потенциал музыкальных сочинений в аспекте позитивного влияния на мышечно-физиологическое и эмоционально-психологическое здоровье «особенных» детей. Музыкальное сопровождение помогает маленьким пациентам с различными диагнозами сначала «открыть» для себя, а затем «ассимилировать» чувства, о которых дети ранее даже не подозревали. Под руководством тренера-танцетерапевта его подопечные обучаются навыкам «преобразования» или «нейтрализации» агрессивных импульсов (хлопки в ладоши, притопывания). Ребенку с чертами гиперактивности помогает успокоиться звучание собственного голоса – произнесение отдельных звуков, фраз из песен или считалок под музыку. Авторами статьи рассматриваются тенденции современной арт-терапии, связанные с формированием «энергетических паттернов» («ритмов», «стихий») и адекватных им движений тела (Г. Рот, А. Чурашов и др.). В связи с этим представляется возможной соответствующая группировка музыкальных пьес для занятий по танцетерапии. Дискуссионными остаются вопросы применения отдельных произведений в зависимости от диагноза, возраста, количества детей в группе и т. д.

Ключевые слова

танцевально-двигательная терапия, психоэмоциональная сфера ребенка, движения под музыку, музыкальная стимуляция, «энергетические паттерны».

Для цитирования

Митус И. В., Йилмаз А. В. Принципы отбора музыкального материала в занятиях по танцевально-двигательной терапии для детей с ограниченными возможностями здоровья // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 1. С. 104-110.

DOI

10.52469/20764766_2023_01_104