Д. М. Муединов
Нетрадиционные приемы игры на духовых инструментах в отечественной специальной литературе (статья 2)
Данная статья продолжает серию обзорных аналитических очерков, посвященных современному исполнительству на духовых инструментах и характеризующих нетрадиционные приемы игры как значимые художественные инновации в упомянутой сфере. Отмеченные инновации последовательно репрезентируются автором при помощи сравнительных описаний соответствующей специальной литературы на русском языке – монографических исследований (диссертационных работ и связанных с ними «обязательных» публикаций), методических пособий и проблемных статей. Выдерживаемое в указанной серии авторское разграничение важнейших тенденций, сопутствующих описанию и типологическому упорядочению нетрадиционных инструментальных приемов игры («композиторско-музыковедческий» и «методико-исполнительский» подходы), проецируется на современную отечественную гобойную литературу («поздний» советский период – 1980-е годы – и постсоветская эпоха). В частности, особое внимание уделяется работам композиторов Д. Н. Смирнова («Современная трактовка деревянных духовых инструментов», 1982) и Н. Хруста (диссертационное исследование «Новые инструментальные техники: опыт классификации», 2017), своеобразно отражающим динамику преемственного развития первого из вышеперечисленных подходов на протяжении трех с половиной десятилетий. Показательными образцами «эволюционных» изменений, свойственных второму подходу, могут быть признаны статья Б. Дикова «Специфические приемы звукоизвлечения на деревянных духовых инструментах» (1985) и диссертационное исследование И. Висковой «Пути расширения выразительных возможностей деревянных духовых инструментов в музыке второй половины ХХ века» (2009), также разделенные значительным хронологическим интервалом. По мнению автора, весьма перспективным является и синтезирующий подход, который был репрезентирован в отечественной публикации методической работы «Введение в проблематику новых возможностей игры на гобое» чешского исследователя М. Гошека (1992).
Ключевые слова
современное исполнительство на духовых инструментах, нетрадиционные приемы игры, композиторские инновации, музыка для гобоя второй половины ХХ века.
Для цитирования
Муединов Д. М. Нетрадиционные приемы игры на духовых инструментах в отечественной специальной литературе (статья 2) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 2. С. 113-118.