Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Г. В. Рыбинцева, А. С. Тарасова

«24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича в контексте баховской традиции

Для музыкального искусства XX века характерна тенденция к возрождению традиций старинной полифонической музыки. На фоне сочинений, связанных с этой тенденцией, выделяется фортепианный цикл Д. Д. Шостаковича «24 прелюдии и фуги» op. 87, который постоянно звучит на концертной эстраде и в аудиториях музыкальных учебных заведений. Отмеченная востребованность цикла предопределяется его высокой художественной ценностью и теми широкими возможностями, которые предоставляет пианисту исполнение данного опуса и его частей.

Следуя композиционной схеме «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха, Шостакович переосмысляет ее в соответствии с реалиями современной музыкальной культуры. Художественные принципы баховской полифонии Шостакович использует для создания разносторонней картины современной ему эпохи. Не случайно композитора называют «летописцем ХХ века». Он существенно расширяет образный строй (от торжественно-эпических и лирико-драматических до юмористических, сатирических и даже гротескных образов), обогащает интонационную и ладовую основу своего сочинения, наполняет структуру фуги элементами сонатной формы, сообщает видимую масштабность звучанию многих мини-циклов. Будучи композитором-симфонистом, Шостакович превращает фуги в масштабные эпические, лирические или драматические полотна.

Аналогичные задачи стоят перед исполнителями его музыки: возродить опыт исполнения полифонической музыки, трансформировав его в соответствии с возможностями современного инструмента и достижениями отечественной и зарубежных фортепианных школ. Обращение к циклу позволяет пианисту раскрыть выразительный и технический потенциал, заключенный в этом опусе, и продемонстрировать свое профессиональное мастерство, в частности, владение многообразными приемами звукоизвлечения, позволяющими уподоблять звучание рояля тембровому многообразию симфонического оркестра.

Ключевые слова

«24 прелюдии и фуги» Д. Шостаковича, полифоническая традиция, «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, фортепианное исполнительство ХХ века.

Для цитирования

Рыбинцева Г. В., Тарасова А. С. «24 прелюдии и фуги» Д. Д. Шостаковича в контексте баховской традиции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4. С. 62-67.

DOI

10.52469/20764766_2023_04_62