Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Понькина

Диалогичность как приоритетная черта исполнительского стиля М. Шапошниковой

Публикуемая статья посвящена исполнительскому искусству Маргариты Шапошниковой – одного из крупнейших представителей отечественного саксофонного исполнительства. Автор статьи отмечает, что в монографических публикациях российских специалистов довольно подробно освещаются творческий путь М. Шапошниковой, ее сотрудничество с известными композиторами последней трети ХХ – начала XXI столетия, важнейшие этапы артистической биографии выдающегося музыканта, педагогические воззрения, методические принципы и т. д. При этом значительно реже характеризуется исполнительский стиль М. Шапошниковой – замечательного интерпретатора отечественной и зарубежной академической музыки для саксофона. Исследователем констатируется приверженность артистки, с одной стороны, идеям взаимодействия и взаимообогащения различных сфер саксофонного искусства (прежде всего, академической и эстрадно-джазовой), с другой стороны, – «психологизму» как своеобразной квинтэссенции образно-смысловой концептуальности в интерпретаторских прочтениях современного и классического репертуара. В свете изложенного представляется допустимым отнести к числу приоритетных черт исполнительского стиля М. Шапошниковой диалогичность, репрезентируемую на различных уровнях – от претворения множественных элементов саксофонной техники до интерпретаций конкретных произведений. По мнению автора статьи, показательным примером такого диалогического подхода является интерпретация пьесы французского композитора П. Бонно «Каприс в форме вальса». Данная пьеса, неоднократно исполнявшаяся М. Шапошниковой и представленная в аудиозаписи, характеризуется диалогичностью художественного концептуального замысла: жанровое определение «каприс» (каприччио) трактовано с позиции «романтического фантазирования» по мотивам произведений Ф. Листа, К. Сен-Санса и Э. Изаи. Аналитическое рассмотрение указанной интерпретации позволяет охарактеризовать комплекс выразительных средств, благодаря которому исполнительское воплощение «Каприса…» производит впечатление подлинного сотворчества замечательных музыкантов различных стран и эпох.

Ключевые слова

М. Шапошникова, исполнительский стиль, отечественная школа игры на саксофоне, исполнительская интерпретация, диалогичность, П. Бонно, «Каприс в форме вальса».

Для цитирования

Понькина А. Диалогичность как приоритетная черта исполнительского стиля М. Шапошниковой // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4. С. 68-74.

DOI

10.52469/20764766_2023_04_68