Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Г. Р. Тараева

Отечественная музыкальная наука: инерция и перспективы

В статье ставится вопрос о принципиальных метаморфозах в современной музыкальной культуре и необходимости смены традиционных подходов к трактовке и освещению новых процессов. Приводится условное разделение научных исследований на формат отражения концептуальных установок в различных типах источников (монографиях, статьях, диссертациях) и собственно науку, представляющую открытия, новый вклад в понимание реальности. Предпринят краткий обзор методологически парадигмальных открытий в отечественной музыкальной науке (работы Б. В. Асафьева, Л. А. Мазеля, Е. В. Назайкинского). Освещено отражение концепций упомянутых ученых в исследованиях В. В. Медушевского И. А. Барсовой, Л. Н. Шаймухаметовой, М. Г. Арановского, В. Н. Холоповой с ее научной «школой» и других. Отмечено изучение взаимодействия академических и массовых жанров в советской музыке (А. М. Цукер), феномена джаза в современных социокультурных процессах (Ф. М. Шак). Представлено обозрение научной деятельности московской и ленинградской школ в 70–90-е годы XX века и в начале нового столетия. Необходимость переориентации современной науки демонстрируется формулировкой новых объектов в музыкальной культуре. Названы принципиальные «перемещения произведения» в новые пласты музыкальной культуры – звуковой «дизайн» кинофильма и видеоигры (приведена краткая информация о творчестве мировых кумиров видеоигр и отечественных композиторах кино). Комментируются активное использование композиторами библиотек звуковых сэмплов, компьютерная проблематика выделения и комбинирования текстовых единиц, банальность тиражной стилевой имитации и тайна шедевра, кризисные сферы музыкальной педагогики. Вопрос о перспективах ставится не приведением перечня современных ученых, обращающихся к новым объектам, а декларацией необходимости новых подходов к освещению и интерпретации существа происходящего, принципиальных «открытий», смены парадигмы отечественной музыкальной науки.

Ключевые слова

методология и парадигма в музыкальной науке, научное открытие, развитие концепций в науке о музыке, исследовательские школы, прогнозы и перспективы музыковедения.

Для цитирования

Тараева Г. Р. Отечественная музыкальная наука: инерция и перспективы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2023. № 4. С. 96-103.

DOI

10.52469/20764766_2023_04_96