Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. Ю. Андрущенко

«Рок-оперность» в полистилистическом художественном пространстве оперы «Мастер и Маргарита» С. Слонимского

В статье характеризуется камерная опера «Мастер и Маргарита» – музыкально-театральный опус, создававшийся С. Слонимским на протяжении 1970–1972 годов по роману М. Булгакова и репрезентирующий ярко выраженную полистилистическую художественную концепцию. Одной из ее составляющих выступает рок-стилистика, приоритетное значение которой прослеживается в сцене обольщения Иуды. Эта сцена, завершаемая эпизодом убийства, подытоживает II часть оперы и своеобразно предваряет начало III-й («Великий бал у Сатаны»). В некоторых музыковедческих работах, посвященных опере, проводится гипотетическая параллель между «Мастером и Маргаритой» С. Слонимского и несколько более ранним сочинением – рок-оперой «Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойда-Уэббера (1970). Данная параллель может быть признана вполне обоснованной, поскольку дискуссии музыкальной общественности Ленинграда по поводу «Суперзвезды» фактически предшествовали концертной премьере «булгаковской» оперы, а создатель последней в дальнейшем не отрицал своего знакомства с «Евангелием в стиле рок». Автором статьи выявляются черты стилистического родства между сценой обольщения и эпизодом «Everything’s Alright» из рок-оперы Э. Ллойда-Уэббера, фиксируется образно-смысловая близость соотносимых фрагментов. Обозначаются весьма показательные художественные перспективы данного «эксперимента» в области академической музыкальной культуры. С одной стороны, подразумевается ряд произведений, сочиненных С. Слонимским на протяжении 1970-х годов (прежде всего, «Экзотическая сюита» и Концерт для трех электрогитар); с другой, – творческие искания «третьего направления» в советской музыке последней четверти ХХ века, непосредственно вдохновленные «Суперзвездой» Э. Ллойда-Уэббера и реализованные в различных жанрах отечественного музыкального театра (опера, мюзикл, рок-опера и т. д.).

Ключевые слова

С. Слонимский, опера «Мастер и Маргарита», полистилистика, рок-опера, «Иисус Христос – Суперзвезда» Э. Ллойда-Уэббера.

Для цитирования

Андрущенко Е. Ю. «Рок-оперность» в полистилистическом художественном пространстве оперы «Мастер и Маргарита» С. Слонимского // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 77-82.

DOI

10.52469/20764766_2024_01_77