Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. В. Дуков

Профессиональная концертная деятельность в императорской России: XVIII – начало XX века

Статья посвящена анализу концертной деятельности России до 1917 года. Сжато рассматривается теория концертной деятельности, выделаются ее основные факторы, без которых она как профессиональная не существует – представление о концерте в общественном сознании, специфические исполнительские силы, школы, которые их подпитывают, понимающая публика и экономика. Все пять основных компонентов связаны в культуре в определенную систему – концертную деятельность. В российской Империи в ХVIII веке и до революции концертная деятельность существовала как совокупность негосударственных, региональных культурных структур. В статье впервые рассмотрена роль кооперативного движения в художественной культуре Империи и в концертной деятельности, в частности. Начало ему положил первый потребительский кооператив «Большая Артель», который был основан декабристами в 1824 году в Читинским остроге. Вошедшие в Артель заключенные дворяне были хорошими музыкантами. В тюрьме сформировался оркестр, хор, открылась музыкальная школа, давались концерты, на которых, наряду с каторжанами, присутствовали их охранники и местные жители. В казематах по просьбам заключенных были поставлены семь роялей; со всей Европы, благодаря родственникам и друзьям, присылались нотные новинки. «Большая Артель» сыграла свою роль в распространении кооперативного движения и «разумных развлечений». Рассмотрена практика народных домов, профессиональных концертных союзов и обществ, роль интеллигенции в деле музыкального просвещения народа. На примере Московского союза потребительных обществ изучена деятельность его культурно-просветительной Комиссии в организации пропаганды музыкальных знаний, а также участия в ней профессуры Московской консерватории.

Ключевые слова

Русская Империя, концертная деятельность, публика, народный дом, потребительский кооператив, профессиональные общества.

Для цитирования

Дуков Е. В. Профессиональная концертная деятельность в императорской России: XVIII – начало XX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 83-91.

DOI

10.52469/20764766_2024_01_83