Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Д. М. Муединов, Н. М. Эфендиева, А. А. Абибулаев

Соната для саксофона и фортепиано Э. Денисова в контексте современных тенденций расширения отечественного камерно-ансамблевого репертуара

Статья посвящена Сонате для саксофона и фортепиано Э. Денисова (1970) – одному из наиболее ранних образцов отечественной камерно-ансамблевой литературы для указанного инструмента. Освещаются история создания названного опуса, различные аспекты его исполнительского воплощения в последней четверти ХХ столетия (Ж. М. Лондейкс, М. Шапошникова). Отмечается принципиальная устремленность композитора к взаимодействию различных стилевых тенденций – классической, «авангардной» академической и джазовой – как весьма перспективный подход, благоприятствующий развитию современного исполнительства и пополнению концертного и камерно-ансамблевого репертуара для саксофона. В исторической перспективе обозначаются наиболее важные следствия указанного подхода. Прежде всего, на протяжении двух десятилетий саксофон занимал одно из приоритетных мест в творчестве Э. Денисова («Две пьесы» для саксофона и фортепиано, «Concerto piccolo», Квинтет для четырех саксофонов и фортепиано). Новые приемы игры на этом инструменте, использованные композитором в упомянутой Сонате, были с интересом восприняты и многообразно претворены другими отечественными мастерами указанного периода. Наконец, оригинальный синтез академических и джазовых стилевых составляющих привлек внимание целого ряда современных музыкантов «третьего направления», склонных к аналогичным сопряжениям и взаимодействиям. В наши дни Соната Э. Денисова рассматривается как пример подлинно универсальной реализации богатейших выразительных и технических возможностей саксофона. Это способствует ее регулярному включению в программы исполнительских конкурсов для молодых инструменталистов и все более активному распространению в концертно-педагогическом репертуаре музыкальных вузов (для академической и эстрадно-джазовой специализаций).

Ключевые слова

Э. Денисов, Соната для саксофона и фортепиано, Ж. М. Лондейкс, М. Шапошникова, новые приемы игры на саксофоне.

Для цитирования

Муединов Д. М., Эфендиева Н. М., Абибулаев А. А. Соната для саксофона и фортепиано Э. Денисова в контексте современных тенденций расширения отечественного камерно-ансамблевого репертуара // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 146-151.

DOI

10.52469/20764766_2024_01_146