П. А. Мичков
Инклюзивное образовательное пространство в процессе обучения музыке
Методика инклюзивного образования в сфере музыкального искусства часто становится предметом интереса исследователей. Центром внимания в существующих разработках и методических пособиях, как правило, является период раннего развития, что оказывается вполне закономерным – детская аудитория является наиболее благоприятной возрастной категорией для формирования контакта, помощи и эффективного использования приемов музыкотерапии. Процессу проведения занятий с обучающимися молодого и среднего возраста уделяется меньшее внимание. Наряду с этим, мало изучены вопросы, раскрывающие принципы ведения музыкальных занятий с применением специальной компьютерной техники для лиц с нарушениями здоровья.
В данной статье рассматривается опыт применения мобильного рабочего места «Элнот 301», представляющего собой комплекс аппаратно-программных средств, специально направленных на осуществление помощи лицам с нарушением зрения. В ходе эксперимента определена фокус-группа, составлен план занятия, проведена апробация ассистирующего устройства во время ведения занятия. В фокус-группу вошли четыре участника: студентка 4 курса оркестрового факультета по специальности «скрипка» с зрительной патологией (умеренное нарушение функции зрения – инвалидность третьей группы), преподаватель по специальности, концертмейстер, ассистент электронного оборудования. Целью эксперимента является определение роли подобных вспомогательных механизмов в процессе обучения. В числе задач эксперимента были: определение алгоритма использования устройства, учет результативности его внедрения, анализ позитивных и негативных моментов трансплантации ассистирующей технологии в образовательный процесс. Сферой применения стал процесс чтения нот с листа в дуэте с пианистом. В выводах обозначены положительные аспекты включения в образовательный процесс мобильного рабочего места «Элнот 301», указываются недостатки, выявленные в ходе ведения занятия.
Ключевые слова
инклюзивное музыкальное образование, оборудование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальное рабочее место, программное обеспечение для слабовидящих, методика музыкальных занятий со студентами с ограниченными возможностями здоровья.
Для цитирования
Мичков П. А. Инклюзивное образовательное пространство в процессе обучения музыке // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 21–26.