Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. К. Шаяхметова

Музыкальная идентичность татар-мусульман в контексте культурного наследия Красноярского края

В данной статье рассматриваются музыкальные традиции татар-мусульман Красноярского края в историческом контексте (от Енисейской губернии к Красноярскому краю). Музыкальная идентичность татарского народа складывается на основе духовно-нравственных ориентиров, идущих от догматики мусульманской религии и фольклора в целом. Религиозная самоидентификация в действительности порой имела более глубокий смысл и значимость, чем этническая принадлежность. Ислам представлял собой не только духовную систему убеждений, но и являлся центральным элементом организации образа жизни, образования, воспитания, культуры и социальных отношений мусульманского общества на протяжении многих веков. Религиозные обряды, праздники, молитвы, посты и другие аспекты ислама способствовали целостному развитию личности и помогали поддерживать внутренний духовный мир, но в период советской власти они попали под запреты. Интерпретация музыкального ряда мусульманской традиции и особенности татарского фольклора важны не только с научной точки зрения, но и для сохранения и популяризации культурного наследия Красноярского края. Особую ценность в исследовании имеют впервые представленные в научный оборот архивные материалы (нормативно-правовые документы) из Государственного архива Красноярского края.

Ключевые слова

Енисейская губерния, этнокультурная самобытность, духовно-нравственные ценности, пение в мечети, татарский песенный фольклор, песенные жанры, мусульманское богослужение, мечеть, музыкальные базовые структуры.

Для цитирования

Шаяхметова А. К. Музыкальная идентичность татар-мусульман в контексте культурного наследия Красноярского края // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 48–53.

DOI

10.52469/20764766_2024_02_48