Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






В. Г. Коваленко, А. М. Колотиенко

Импровизация в европейской музыке XVI–XVII веков

В современных исполнительской и учебной практике, а также в научных исследованиях, связанных с вопросами исполнительства, отмечается особый интерес к проблемам стиля и стилевой ориентации. Особое внимание уделяется аутентичному исполнению музыки прошлых веков и, соответственно, аутентичным методам обучения. В этой связи тема данной работы посвящена исследованию понятия импровизации и всех ее разновидностей в контексте европейской музыкальной практики XVI–XVII веков. Основная идея работы связана с изучением особенностей взаимодействия фиксированного, письменного авторского текста и его свободного преломления и воспроизведения в процессе исполнения в указанном историческом периоде. В рассмотрении устной и письменной форм музыкального творчества видится главная проблема исследования. Ссылаясь на теоретические источники, авторы описывают характерные формы и жанры устного импровизационного процесса и рассматривают вопросы взаимодействия импровизации и письменно зафиксированной композиции. При этом в ходе рассуждений становится очевидной идея о зарождении в импровизационном потоке приемов музыкального развития, а также самих форм и жанров письменного творчества. С другой стороны, письменные образцы нередко представляют инварианты и канонические модели многочисленных повторений, сформировавшихся в процессе импровизационного музицирования. Обращение к ряду фундаментальных трактатов XVI–XVII веков, а также изучение соответствующего музыкального материала определяют исторический подход к исследованию избранной проблемы. В статье подтверждается мысль о значительной роли форм импровизационного музицирования в становлении, развитии и кристаллизации музыкального языка и стиля определенной исторической эпохи. Содержание работы подразумевает ее практическую направленность и возможность использования материалов в учебных музыкально-теоретических дисциплинах.

Ключевые слова

импровизация, орнаментика, диминуция, вариации, романеска, пассамеццо, бассо-континуо, partimento, фантазия, ричеркар, токката.

Для цитирования

Коваленко В. Г., Колотиенко А. М. Импровизация в европейской музыке XVI–XVII веков // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 54–64.

DOI

10.52469/20764766_2024_02_54