Е. Ю. Андрущенко, К. А. Жабинский
И. Соллертинский – критик и эссеист – о музыкальном театре И. Стравинского 1910–1920-х годов
Авторами статьи рассматриваются произведения И. Стравинского, фигурировавшие в музыкально-театральном и концертном репертуаре Петрограда – Ленинграда 1920-х годов и характеризуемые в критических работах (обзорах, рецензиях, творческих портретах) И. Соллертинского. Проницательные аналитические наблюдения соседствуют в указанных публикациях с обобщениями исследовательского уровня, что позволяет рассматривать соответствующие тексты как «подготовительные материалы» к будущей крупномасштабной научной работе. В качестве предполагаемого «эскиза» подобной работы может рассматриваться рукописный план монографии «Ленинградские музыкальные театры в 1921–1928 годах», подготовленный И. Соллертинским (1936). Здесь обозначена специальная глава, посвященная «стилевым характеристикам» ряда произведений И. Стравинского («Жар-птица», «Байка», «Пульчинелла») в соотнесении с хореографическими исканиями балетмейстера Ф. Лопухова как наиболее активного пропагандиста этих сочинений. В качестве дополнительных материалов, связанных с общим восприятием художественной эволюции «русского Протея» на протяжении 1910–1920-х годов, авторами статьи репрезентируются фрагменты из критических откликов И. Соллертинского по поводу концертных программ, исполнявшихся в Ленинграде того времени прославленными дирижерами – интерпретаторами музыки И. Стравинского (Э. Ансерме, О. Клемперер). В указанных фрагментах из концертных обозрений и рецензий содержатся весьма примечательные суждения о «Петрушке», «Весне священной», «Истории солдата…», «Аполлоне Мусагете», «Царе Эдипе» как важнейших этапах «обретения зрелости» и упрочения «позднего» композиторского стиля – согласно определению И. Соллертинского, «чистого музыкального классицизма в лучшем смысле этого слова». Таким образом, цитируемые высказывания и оценки являются важной составляющей исторической рецепции музыкально-театрального творчества И. Стравинского в контексте ранней советской эпохи.
Ключевые слова
И. Соллертинский, художественно-критическое наследие 1920-х годов, проект монографии «Ленинградские музыкальные театры…», Ф. Лопухов, музыкально-театральные сочинения И. Стравинского.
Для цитирования
Андрущенко Е. Ю., Жабинский К. А. И. Соллертинский – критик и эссеист – о музыкальном театре И. Стравинского 1910–1920-х годов // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 65–72.