Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. И. Ефимова, Д. В. Чеблыков

«Запутанная теория форшлага», или Апподжиатуры в трудах педагогов вокальной школы Парижской консерватории XIX века

Статья посвящена изучению апподжиатур в трудах педагогов вокальной школы Парижской консерватории XIX века. Основное внимание авторов сосредоточено на работах преподавателей, в разное время работавших здесь: Б. Менгоцци, М. Бордоньи, Э. Делле Седие, М. Гарсиа-сына, а также некоторых выпускников, которые получили образование в этой консерватории у педагогов-итальянцев (Л. Чинти-Даморо, Г. Панофка, Ж. О. Андрад). Рассуждения относительно магистральных тенденций, связанных с толкованиями апподжиатур в трудах названных педагогов, опираются на выявление устойчивых теоретических и практических аспектов описания украшений, которые прямо или косвенно заимствовались у итальянцев. Особое внимание при изучении указанных вокальных трактатов уделено проблемам используемой терминологии и графики. Их специальный анализ не только свидетельствует о различных подходах к использованию апподжиатур, но и выявляет различия в записи украшений. Характеризуя видовое разнообразие апподжиатур, приведенных в трактатах педагогов Парижской консерватории, можно в равной степени говорить как о некой универсальной позиции данной школы, так и о совокупности авторских индивидуальных установок, которые каждый педагог транслировал по своему усмотрению. Предпринятый обзор позволяет утверждать, что апподжиатуры в работах педагогов вокальной школы Парижской консерватории представляют собой рудименты доромантической эпохи, которая стремилась «расцветить» мелодические линии, прочно опираясь на традиционные «формулы» барочно-классической эпохи. Отсутствие единой практики фиксации апподжиатур, а также опора на «вкус» и «опыт» педагогов оставляли возможность для индивидуальных трактовок применяемых украшений.

Ключевые слова

апподжиатура, форшлаг, аччаккатура, вокальная школа Парижской консерватории, певческие трактаты XIX века, вокализы, теория и практика орнаментики, терминология и графика.

Для цитирования

Ефимова Н. И., Чеблыков Д. В. «Запутанная теория форшлага», или Апподжиатуры в трудах педагогов вокальной школы Парижской консерватории XIX века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 89–98.

DOI

10.52469/20764766_2024_02_89