Р. В. Чистяков
Соната для флейты и фортепиано А. Жоливе в аспекте позднего композиторского стиля
В статье освещаются важнейшие особенности позднего творчества выдающегося французского композитора Андре Жоливе (1905–1974). Подчеркивается преобладание синтезирующих тенденций, характерных для индивидуального композиторского стиля 1950-х – начала 1970-х годов. В частности, художественные искания А. Жоливе более раннего времени (гибкое взаимодействие различных техник, выразительных средств и приемов «Новой музыки», ориентация на «демократическое искусство», претворение «магических» образно-смысловых концептов в «диалоге» с традиционными установлениями академической системы музыкальных жанров) находят универсальное воплощение не только в балетах и ораториях, инструментальных концертах и симфониях указанного периода. Весьма примечательные образцы «поздней» стилистики представлены в камерно-ансамблевых сочинениях А. Жоливе с участием духовых инструментов. Наглядным подтверждением сказанному является широко известный опус – Соната для флейты и фортепиано (1958), рассматриваемая автором статьи с учетом специфических проблем исполнительской интерпретации многопланового композиторского замысла. При этом подчеркивается, что углубленному постижению выразительного потенциала каждого из инструментов – участников камерного дуэта – сопутствуют в названном сонатном цикле постановка и весьма изобретательное решение множественных технических проблем. В качестве показательных примеров обстоятельно рассматриваются метроритмическая организация ансамблевой многоголосной ткани, темброво-регистровые сопряжения взаимодействующих партий и другие исполнительские задачи.
В целом, как отмечает автор статьи, Соната для флейты и фортепиано – одно из наиболее интересных камерно-ансамблевых сочинений А. Жоливе, репрезентирующих важнейшие особенности позднего композиторского стиля. Выдающиеся художественные достоинства этого сочинения предопределили его значимое положение в современном концертно-педагогическом репертуаре для флейты.
Ключевые слова
А. Жоливе, черты индивидуального композиторского стиля, поздний период творчества, камерная инструментальная музыка, Соната для флейты и фортепиано.
Для цитирования
Чистяков Р. В. Соната для флейты и фортепиано А. Жоливе в аспекте позднего композиторского стиля // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 119–132.