Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Р. В. Чистяков

Соната для флейты и фортепиано А. Жоливе в аспекте позднего композиторского стиля

В статье освещаются важнейшие особенности позднего творчества выдающегося французского композитора Андре Жоливе (1905–1974). Подчеркивается преобладание синтезирующих тенденций, характерных для индивидуального композиторского стиля 1950-х – начала 1970-х годов. В частности, художественные искания А. Жоливе более раннего времени (гибкое взаимодействие различных техник, выразительных средств и приемов «Новой музыки», ориентация на «демократическое искусство», претворение «магических» образно-смысловых концептов в «диалоге» с традиционными установлениями академической системы музыкальных жанров) находят универсальное воплощение не только в балетах и ораториях, инструментальных концертах и симфониях указанного периода. Весьма примечательные образцы «поздней» стилистики представлены в камерно-ансамблевых сочинениях А. Жоливе с участием духовых инструментов. Наглядным подтверждением сказанному является широко известный опус – Соната для флейты и фортепиано (1958), рассматриваемая автором статьи с учетом специфических проблем исполнительской интерпретации многопланового композиторского замысла. При этом подчеркивается, что углубленному постижению выразительного потенциала каждого из инструментов – участников камерного дуэта – сопутствуют в названном сонатном цикле постановка и весьма изобретательное решение множественных технических проблем. В качестве показательных примеров обстоятельно рассматриваются метроритмическая организация ансамблевой многоголосной ткани, темброво-регистровые сопряжения взаимодействующих партий и другие исполнительские задачи.

В целом, как отмечает автор статьи, Соната для флейты и фортепиано – одно из наиболее интересных камерно-ансамблевых сочинений А. Жоливе, репрезентирующих важнейшие особенности позднего композиторского стиля. Выдающиеся художественные достоинства этого сочинения предопределили его значимое положение в современном концертно-педагогическом репертуаре для флейты.

Ключевые слова

А. Жоливе, черты индивидуального композиторского стиля, поздний период творчества, камерная инструментальная музыка, Соната для флейты и фортепиано.

Для цитирования

Чистяков Р. В. Соната для флейты и фортепиано А. Жоливе в аспекте позднего композиторского стиля // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 2. С. 119–132.

DOI

10.52469/20764766_2024_02_119