Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. Е. Лебедев

Тема Страшного суда в музыке для баяна и сочинениях с его участием

Статья посвящена одному из ключевых сюжетов Библии, ставшему основой для целого ряда музыкальных произведений различных эпох, – пророчеству о Страшном суде. На примере сочинений разных жанров (Симфонии № 3 С. Беринского с солирующим баяном, Сонаты № 3 Вл. Золотарева и Концертного триптиха В. Власова «Страшный суд» для баяна) показана многозначность данного сюжета, его смысловая разомкнутость и общедуховная направленность, а также разнообразный спектр композиционных, тематических и фактурных решений, применяемых композиторами в процессе реализации индивидуальных концептуальных замыслов. Анализ одного из широко известных живописных образцов – триптиха И. Босха – указывает на глубоко субъективное толкование художником темы Страшного суда, а также новаторство в сфере сюжетной компоновки. Рассмотрение музыкально-драматургических особенностей указанных сочинений позволяет выявить множественные взаимосвязи с живописными прообразами и вариативное их толкование: от конкретно-ассоциативного (С. Беринский) до обобщенно-абстрактного (В. Власов). На музыкально-стилевом уровне во всех сочинениях доминируют неоромантические интенции, обусловленные субъективно-личностной трактовкой библейского сюжета. Тематизм сочинений предполагает опору на барочные лексемы (Вл. Золотарев), активное использование сонорики, звукоизобразительных приемов, интонационной и тембровой персонификации (С. Беринский, В. Власов). Анализ баянной фактуры наглядно демонстрирует тяготение к использованию современных антифонных, шумовых приемов, остинатности, игры в предельных регистрах. Характеристика оркестровки в Симфонии С. Беринского позволяет выявить особую роль солирующего баяна, выступающего репрезентантом Божественного начала. На уровне фоники главенствующее значение приобретают активная диссонантность и кластерная техника.

Ключевые слова

Страшный суд, Откровение Иоанна Богослова, музыка для баяна, художественная концепция, Симфония № 3 С. Беринского, Соната № 3 для баяна Вл. Золотарева, Концертный триптих «Страшный суд» В. Власова.

Для цитирования

Лебедев А. Е. Тема Страшного суда в музыке для баяна и сочинениях с его участием // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 110–117.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_110