Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






К. А. Жабинский

Эпистолярный источник как «свидетель защиты» (о неопубликованном письме Н. Буланже к С. Рахманинову)

Статья посвящена весьма актуальной проблеме современной музыкальной биографики – обстоятельному изучению и корректной научной интерпретации разнообразных эпистолярных источников, привлекаемых исследователями в процессе воссоздания существенных подробностей жизни и творчества некоего композитора или музыканта-исполнителя. Заведомо обширным «проблемным полем» в указанном аспекте предстает эпистолярная часть рахманиновского архива, хранящегося в США. Наглядный тому пример – малоизвестное письмо, полученное С. Рахманиновым в 1933 году от авторитетного французского музыканта Н. Буланже и до сих пор не привлекавшее внимания специалистов. «Официально-поздравительный» характер этого письма, связанного с 60-летием Рахманинова, предопределяет минимальную «информативность» соответствующего текста. Кроме того, Рахманинов и Буланже (как многолетняя почитательница творчества И. Стравинского) заведомо принадлежали к различным «художественно-стилевым пространствам» тогдашнего музыкального мира, что фактически сводило к минимуму перспективы их личного или эпистолярного общения.

Однако в последние годы некоторыми источниковедами было высказано предположение о намеренном «игнорировании» С. Рахманинова, якобы характерном для Н. Буланже, демонстративно отказывавшейся общаться с великим русским музыкантом и даже упоминать его имя. Причиной тому будто бы стала «провинность» С. Рахманинова перед Р. Пюньо – наставником по композиции Н. Буланже, не прощенная последней вплоть до ухода из жизни. К сожалению, данная гипотеза, не имеющая под собой реальных оснований, была сочувственно воспринята рядом отечественных специалистов и нашла отражение в новейшей «Летописи жизни и творчества» Рахманинова. Исходя из этого, реально существующее поздравительное письмо заслуживает специального рассмотрения в качестве альтернативного «свидетельства в защиту» нашего великого соотечественника.

Ключевые слова

музыкальная биографика, композиторские архивы, эпистолярные источники, С. Рахманинов, Н. Буланже.

Для цитирования

Жабинский К. А. Эпистолярный источник как «свидетель защиты» (о неопубликованном письме Н. Буланже к С. Рахманинову) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 3. С. 126–131.

DOI

10.52469/20764766_2024_03_126