Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Е. Ю. Андрущенко

«Картины Тихого Дона» в творчестве ростовских композиторов: 1940–1980-е годы (очерк 2)

В настоящем очерке представлен обзор «музыкальных картин», посвященных Донскому региону, созданных в 1970–1980-х годах и принадлежащих широко известным ростовским композиторам – Л. Клиничеву, В. Красноскулову и А. Кусякову. По мнению автора статьи, указанных мастеров объединяет стремление воссоздать яркие страницы истории донского края, воспеть неповторимую красоту его природы, приобщить слушателей последней четверти ХХ столетия к неисчерпаемым богатствам песенного фольклора. Кроме того, творчество упомянутых композиторов характеризуется преемственными связями с определенными традициями художественного воплощения «донской темы», заложенными в 1940–1960-х годах. В частности, многогранное воплощение «картин Тихого Дона», представленное в сочинениях Л. Клиничева, соотносится с магистральной интенцией к формированию масштабных художественно-концептуальных замыслов подлинно драматического размаха. В различных жанрах, многогранно раскрывающих «донскую тему» (симфоническая сюита и вокально-оркестровая поэма, хоровой концерт и многоактный балет), доминирующей у Л. Клиничева является тенденция к синтезу эпического и лирического начал, свойственных фольклору, в контексте симфонизированной драмы. Напротив, соответствующие «картины» в толковании В. Красноскулова отличаются доминированием лирического (вокальные циклы и отдельные песни) либо эпического начал (кантата «Донские песни»). Творчество А. Кусякова в указанном контексте предстает «подведением итогов», связанных с «резюмированием» утвердившихся ранее традиций драматически-действенного программного воп лощения «донской темы». Именно оркестровые сочинения А. Кусякова («Строительство Атоммаша», «Донская праздничная увертюра») явились «итоговыми» в ряду масштабных симфонических опусов – «картин Тихого Дона» ХХ столетия.

Ключевые слова

творчество ростовских композиторов 1970–1980-х годов, «донская тема», Л. Клиничев, неофольклоризм, В. Красноскулов, программная симфоническая музыка, А. Кусяков.

Для цитирования

Андрущенко Е. Ю. «Картины Тихого Дона» в творчестве ростовских композиторов: 1940–1980-е годы (очерк 2) // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 7–12.

DOI

10.52469/20764766_2024_04_7