Н. И. Ефимова, А. И. Матвеева
Образовательный конструкт РМО/ИРМО: инвестиция в будущее
В статье рассматривается малоизученный аспект истории российского музыкального образования, связанный с деятельностью Императорского Русского Музыкального Общества (РМО/ИРМО). Указанная деятельность представлена в ракурсе целенаправленной реализации планов музыкального и общехудожественного развития России. Подчеркивая ценность и жизнеспособность национального сетевого образовательного конструкта, разработанного РМО/ИРМО, современные исследователи рассматривают его в качестве перспективной интеллектуальной инвестиции в будущее. Авторами статьи вводится в обиход музыкознания примечательный архивный документ – «Учебные планы музыкальных учебных заведений», утвержденные Научно-художественной секцией Ученого совета Наркомпроса в сентябре 1922 г. Этот документ, разработанный в послеоктябрьское время, фактически последовательно опирается на исходную многоуровневую образовательную модель, позиционируемую РМО/ИРМО. При сохранении аналогичной унификации перечня рекомендуемых дисциплин и сквозной фиксации преемственной связи между образовательными уровнями (от начального к высшему), «Учебные планы» привносят в предшествующую конструкцию РМО/ИРМО непрерывность и выдержанную системную упорядоченность. Конкретизация используемых технологий в процессе формирования системы музыкального просвещения и профессионального образования, а также установление определенных требований к развитию профессиональных качеств на каждом из уровней обучения представляются стратегически важными. Тем самым отечественное музыкальное образование, по сути, обретает перспективу сквозной и последовательной управляемости многоуровневого учебного процесса, его разнообразной адаптации на региональном уровне и т. д. Анализ упомянутого документа, представленный авторами публикуемой статьи, позволяет говорить об инвестиционном характере достижений императорской эпохи, которые выступили драйверами последующего развития художественно-образовательных и музыкально-инфраструктурных ресурсов нашей страны.
Ключевые слова
Императорское Русское музыкальное общество, национальные музыкально-образовательные программы РМО/ИРМО, образовательный конструкт, Приморский музыкальный институт, «Учебные планы музыкальных учебных заведений» Государственного ученого совета Наркомпроса.
Для цитирования
Ефимова Н. И., Матвеева А. И. Образовательный конструкт РМО/ИРМО: инвестиция в будущее // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 32–41.