Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Н. М. Ветров

Соотношения музыкальной и вербальной семиотики в эпоху постмодерна

Автором статьи рассматриваются семиотические сходства и различия между вербальным и музыкальным типами текста на современном этапе. В качестве сходных характеристик фигурируют свойства, присущие непосредственно знаку: прямое, денотативное смысловое выражение и метатекстуальный план, обеспечивающий коммуникативное взаимодействие с антропосферой в целом. Различия обусловливаются, в первую очередь, личностными характеристиками реципиента, его способностями к восприятию синтетического и аналитического текстов, а также эвристическими механизмами и принципами когнитивной экономичности, приобретающими видимую актуальность в эпоху постмодерна с ее постоянно возрастающей информационной нагрузкой на человека. Сообразно упомянутой направленности, как вербальные, так и музыкальные знаки разделяются на экстратекстуальные и интратекстуальные, исходя из фактических соотношений с внешней реальностью и другими текстовыми элементами. Первые отсылают к действительности за пределами текста, вторые – замыкаются на самом тексте. Экстратекстуальные знаки обладают прямой либо косвенной эмпирической обоснованностью, аутореферентные благоприятствуют символизации произведения и созданию знаковой структуры без опоры на какой-либо набор наблюдаемых реалий за ее пределами. При данном подходе знак становится не денотативным, а рефлективным, ссылающимся на самого себя либо другие знаки. Музыка в подобных случаях является носителем имманентных смыслов со звуковыми семантическими элементами, при этом значением наделяется лишь идентификация звуковых знаков и их взаимосвязей, без какой-либо ориентации на внешний мир. С точки зрения семиотики, в музыке преобладает центростремительная тенденция с фокусировкой на звуковом материале, что отличается от вербальных конструкций, в которых смысловой акцент выносится за пределы непосредственного текста, образуя коннотативные значения и опираясь на контекст согласно центробежному принципу.

Ключевые слова

музыкальный и вербальный тексты, интерпретация, эвристика, внутренняя и внешняя семантика, смысловая неопределенность.

Для цитирования

Ветров Н. М. Соотношения музыкальной и вербальной семиотики в эпоху постмодерна // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 120–125.

DOI

10.52469/20764766_2024_04_120