Сюй Тинкай, Е. Ю. Андрущенко
В. Н. Шацкая о музыкальном воспитании школьников: к проблеме педагогического руководства
В статье характеризуется научно-методическое наследие Валентины Николаевны Шацкой – одного из ведущих представителей отечественной музыкальной педагогики ХХ века, организаторов государственной системы музыкального образования и воспитания в Советском Союзе на протяжении второй половины минувшего столетия. Отмечается, что масштабная концепция художественно-эстетического воспитания детей и юношества, разработанная В. Н. Шацкой и ее коллегами-единомышленниками в 1940–1960-х годах, приобрела фундаментальное значение для развития музыкальной культуры СССР и ряда государств Европы, Азии, Латинской Америки названного периода. При этом современные специалисты, изучающие данную концепцию, единодушно констатируют весомый вклад В. Н. Шацкой в методическое обеспечение эффективной образовательной подготовки квалифицированных педагогических кадров для работы в отечественной сфере музыкального воспитания и просвещения. В частности, акцентируется необходимость обстоятельного и многогранного осмысления проблем педагогического руководства, относимого к числу важнейших факторов продуктивной организации процесса музыкального воспитания в общеобразовательной школе. Кроме того, подразумевается успешное взаимодействие трех основных составляющих вышеназванного процесса – учебной, внеклассной и внешкольной. Утверждается необходимость функционирования музыкального воспитания в общехудожественном контексте, благоприятствующем активизации и последовательному развитию образного мышления и синестетических ассоциативных представлений учащихся. В границах образовательной деятельности В. Н. Шацкая рассматривает органичную сопряженность музыкально-исполнительского, теоретико-аналитического и историко-культурного компонентов педагогического руководства, адаптируемых к специфике основных форм аудиторных занятий – слушания музыки и музицирования. Особое внимание уделяется психологической оснащенности педагога, учитывающего своеобразие различных возрастных групп обучаемых и выстраивающего на этой основе конкретные модели продуктивной коммуникации. Выявляется принципиальная значимость педагогического руководства для «развивающего» музыкального восприятия – приоритетного элемента художественно-эстетического воспитания.
Ключевые слова
массовое музыкальное образование в СССР, В. Н. Шацкая, индивидуальная концепция художественно-эстетического воспитания, педагогическое руководство, «развивающее» восприятие музыки.
Для цитирования
Сюй Тинкай, Андрущенко Е. Ю. В. Н. Шацкая о музыкальном воспитании школьников: к проблеме педагогического руководства // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 68–75.