А. С. Рудая
Primo uomo в истории наполеоновской Франции
Наполеоновская Франция (1799–1815 гг.) – культурное явление, недостаточно изученное музыкознанием. Рассмотрение этого периода прочно связано с известным утверждением, что искусство рrimo uomo было неприемлемым для французской культуры, а его исчезновение связано с личностью Императора Бонапарта. Между тем, факты из биографий последних primo uomo, вписанные в контекст наполеоновской Франции, выступают в качестве исторической реальности, которая, актуализируя документы прошлого, в том числе предоставленные французскими архивами «Napoleonica» и «Fondation Napoléon», свидетельствует против указанного мнения. Контекстное изучение эпохи, опирающееся на новейшие знания о политических решениях Императора, освещающее его художественные вкусы и целевые установки в политике, в числе которых фигурировало искусство primо uomo, позволяет расширить существующие представления. Последнее поколение рrimo uomo, к которому принадлежали Гаспаре Паккьяротти, Джироламо Крешентини и Джованни Баттиста Веллути, занимало весомое место в обществе, внося значительный вклад в музыкально-исполнительскую и образовательную сферу Французской Республики. Их мастерство находило положительный отклик у Бонапарта и выступало той моделью качества исполнения, к которой должны были стремиться французские исполнители, что неоднократно фиксировалось в письмах как самого Наполеона, так и приближенных к нему лиц. Приведенная в статье информация показывает, что итальянский ген кастратного искусства все же смог адаптироваться к новым реалиям, закрепленным в «Методе пения» Парижской консерватории (1803/1804 гг.), а его трансляция оказалась неразрывно связанной с историей Великой французской революции.
Ключевые слова
певцы-кастраты, primo uomo, Наполеон Бонапарт, Дж. Веллути, Дж. Крешентини, Г. Паккьяротти, Парижская консерватория.
Для цитирования
Рудая А. С. Primo uomo в истории наполеоновской Франции // Южно-Российский музыкальный альманах. 2025. № 1. С. 115–121.