Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Дабаева Ирина Прокопьевна

доктор искусствоведения
профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинова

Дабаева Ирина Прокопьевна – доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой теории музыки и композиции Ростовской государственной консерватории им. С. В. Рахманинова, заместитель председателя диссертационного совета РГК, главный научный сотрудник Центра комплексных художественных исследований и Лаборатории по изучению культовой музыки при Саратовской государственной консерватории им. Л. В. Собинова, руководитель секции «Актуальные проблемы музыкальной науки» Международного студенческого научного форума Российской академии естествознания (Москва), музыковед-теоретик, педагог, музыкально-общественный деятель.

В 1974 году окончила теоретическое отделение Ростовского училища искусств, в 1979 – теоретическое отделение Ростовского государственного музыкально-педагогического института (класс проф. Тараевой Г. Р.), в 1985 – аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс доц. И. В. Лаврентьевой и проф. Е. В. Назайкинского), в 2005 – докторантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс проф. Е. В. Назайкинского).

В 1986 году в диссертационном совете Московской консерватории И. П. Дабаева защитила кандидатскую диссертацию на тему «Анализ поэтического текста как необходимый компонент целостного анализа вокального произведения», в 2017 в диссертационном совете Ростовской консерватории – докторскую диссертацию на тему «Русский духовный концерт в отечественной культуре XIX – начала XX века».

С 1977 И. П. Дабаева работает на кафедре теории музыки и композиции РГМПИ (РГК им. С. В. Рахманинова). В период обучения в аспирантуре, в 1980 – 1983 гг. преподавала на кафедре теории музыки Московской государственной консерватории. С 2000 работает по совместительству в ССМШ (колледже) при РГК. В разные годы преподавала гармонию, современную гармонию, теорию современной композиции, полифонию, анализ музыкальных произведений, введение в основы поэтики, сольфеджио, методику преподавания гармонии. Разработала авторские курсы: «Теория современной композиции», «Современная гармония», «Основы древнерусской музыки», «Древнерусское певческое искусство», «Менеджмент концертно-гастрольной и фестивальной деятельности». Руководит специальным классом. Под научным руководством защищено 34 дипломные работы, 6 кандидатских диссертаций. Среди учеников: доктора искусствоведения С. И. Хватова, Л. В. Малацай, кандидаты искусствоведения Н. Г. Романова, Т. В. Манько, Н. П. Иванчей, Л. А. Мнацаканян, У. В. Сорокина.

В 1998 – 2010 И. П. Дабаева руководила СНТО РГК. С 2000 года является членом диссертационного совета РГК, в период с 2002 по 2018 годы была ученым секретарем диссертационного совета, а с 2018 по настоящее время – заместитель председателя диссертационного совета РГК. С 2016 года занимает должность заведующей кафедрой теории музыки и композиции. В 1999 году награждена премией Главы Администрации Ростовской области за вклад в научный потенциал Дона, в 2012 году – почетной грамотой Министерства культуры РФ за большой вклад в развитие культуры.

Ирина Прокопьевна Дабаева – автор свыше 120 научных статей (24 из нах в ВАК), 5 учебно-методических пособий. Ею изданы 3 монографии: «Духовные концерты в творчестве русских композиторов XIX – начала XX века (2016), «Духовные концерты как форма музыкальной жизни России в XIX – XX веках» (2016); «Тенденции развития музыкального образования в современной Франции» (2022, в соавторстве; проект РФФИ). В центре научных интересов – русская духовная музыка, отечественная церковно-певческая культура. Многие ученики продолжили исследование данного проблемного поля, что послужило основой для формирования научного направления, разрабатываемого под ее руководством. В работах И. П. Дабаевой большое место занимают проблемы современной музыки, вопросы гармонии.

И. П. Дабаева – участница более 50 международных конференций и симпозиумов; она является организатором 12 научных конференций и симпозиумов, среди которых – «Музыкальная культура православного мира» (1999), «Музыкальная культура христианского мира» (2000), Сочинский научно-просветительский форум «Отечественная культура на рубеже тысячелетий» (Сочи, 2000), «Русская мысль» (Сочи, 2001), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (2014), «Духовные концерты в отечественной культуре: традиции, опыт, современное состояние» (2015), «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (2018, 2022), а также регентских курсов в РГК (с 2007).

Дабаева И. П. является инициатором и редактором-составителем 11 сборников научных статей: «Проблемы преподавания гармонии в музыкальном училище. Педагоги вузов – педагогам училищ» (Ростов н/Д, 1997), «Музыкальная культура христианского мира» (Ростов н/Д, 2001), «Историческая тематика в музыкальном искусстве» (Ростов н/Д, 2005), «Музыкально-теоретическое образование: современные воззрения и практика» (Ростов н/Д, 2006); «Вопросы хорового исполнительства» (Майкоп, 2006), «Путь в большую науку: к 10-летию Диссертационного совета» (Ростов н/Д, 2007), «Памяти Евгения Владимировича Назайкинского. Интервью. Статьи. Воспоминания»: Научные труды Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Сб. 70 (М., 2011), «Современное хоровое исполнительство: традиции, опыт, перспективы» (Ростов н/Д, 2014), «Научные идеи Евгения Владимировича Назайкинского. Анализ и развитие» (Lap Lambert. Academic publishing Pu. Germany, 2017); «Инновационные направления в преподавании музыкально-теоретических дисциплин» (Ростов н/Д, 2019, 2022), «Четверть века в музыкальной науке: к юбилею диссертационного совета Ростовской консерватории» (Ростов н/Д, 2020).