Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






Дабаева И., Манько Т.

Песни о войне в современной отечественной культуре: формы трансляции жанра

Цель статьи заключается в выявлении универсальных устойчивых форм трансляции одной из наиболее репрезентативных областей отечественной музыки – песен о войне. Направление исследования определило круг задач, которые сводятся к дифференциации и типологизации разнообразных форм бытования жанра, сложившихся во второй половине XX – начале XXI столетий (с рассмотрением путей обновления этих форм), и особенностей представления песен в форматах, связанных с Интернет-ресурсами, а также к установлению факторов, способствующих жизнестойкости данного жанра в культуре.

В основе методологии исследования лежит принцип историзма, при котором обнаруженные формы существования изучаемого жанра характеризуются в ракурсе исторической детерминированности.

Анализ форм трансляции песен о войне в современной отечественной культуре привел авторов к выводу о наличии двух направлений: традиционного, включающего исторически устойчивые формы, и нового, обусловленного, прежде всего, широким распространением Интернет-ресурсов. Традиционные формы – это концерты, кинофильмы, спектакли, музыкально-литературные композиции, попурри, в которых песни о войне представлены единичными образцами. На протяжении десятилетий происходило обновление названных форм, что связано с выдвижением песен с военной тематикой на первый план и формированием на их основе целостной композиции. В статье характеризуются новые формы трансляции песен о войне, такие как видеоклипы и онлайн-концерты, просмотр которых становится доступным миллионам слушателей, а также флешмобы и шоу-программы, в состав которых ныне включаются и песни о войне. Выявление традиционных и нетрадиционных форм существования песен рассматриваемой тематики способствует осмыслению исторического процесса развития жанра в его целостности.

В статье поднимается проблема актуальности песен о войне в современной культуре, обусловленная важностью выполняемых ими функций: нравственно-воспитательной, эстетической и просветительской. Востребованность жанра объясняется свойственной ему мобильностью, тенденцией к взаимодействию с другими популярными жанрами.

Ключевые слова

песни о войне, формы трансляции песен, жанровые взаимодействия, мюзикл, попурри, видеоклип, флешмоб, онлайн-концерт.

Для цитирования

Дабаева И. П., Манько Т. В. Песни о войне в современной отечественной культуре: формы трансляции жанра // Южно-Российский музыкальный альманах. 2020. № 4. С. 19–26.

DOI

https://doi.org/10.24411/2076-4766-2020-14003