Высокий контраст  Без изображений   Размер шрифта:
А А А

Вход

Забыли пароль?

Регистрация






А. А. Сикорская

Предпосылки становления и развития вузовского дирижерско-хорового образования в Саратове первой половины ХХ века

В работе освещаются предпосылки становления и развития вузовского дирижерско-хорового образования в первой половине XX века на базе Саратовской государственной консерватории имени Л. В. Собинова. Характеризуя истоки формирования региональной исполнительской школы в соответствующем регионе, исследователь акцентирует принципиальную множественность значимых факторов указанного процесса. Его видимым итогом становится организация вузовской кафедры хорового дирижирования (1943) как важнейшего репрезентанта саратовской дирижерско-хоровой школы, утвердившейся на протяжении второй половины столетия.

Помимо этого, в статье охарактеризованы малоизвестные архивные материалы, связанные с деятельностью образовательных структур – непосредственных предшественников упомянутой вузовской кафедры – и хранящиеся в Саратовской консерватории и Государственном архиве Саратовской области. Исследователем обозреваются разнообразные социокультурные, идеологические, художественно-творческие и просветительские тенденции, обусловившие приоритетный вклад Саратовской консерватории в процесс становления и развития хорового исполнительства и профессионального хормейстерского образования в регионе. Подчеркивается, что период 1910–1940-х гг. может быть назван основополагающим и наиболее перспективным по отношению к обозначенному процессу. Такие предпосылки, как интенсивная концертно-исполнительская деятельность с участием студентов консерватории, значимая роль вокально-оркестрового репертуара с привлечением хоровых коллективов, повсеместная пропаганда массовой песни, поощрение вокально-хоровой самодеятельности, централизованное развитие высшего музыкального образования в СССР, административные реорганизации военных лет (включая временное объединение Московской и Саратовской консерваторий), целенаправленное закрепление хоровых дисциплин в учебном плане – все это явилось подобающим фундаментом для формирования дирижерско-хоровой кафедры в качестве самостоятельного вузовского подразделения и дальнейшей продуктивной работы последнего.

Ключевые слова

музыкально-исполнительская школа, высшее образование, дирижерско-хоровое искусство, Саратовская консерватория в 1910–1940-х годах, кафедра хорового дирижирования.

Для цитирования

Сикорская А. А. Предпосылки становления и развития вузовского дирижерско-хорового образования в Саратове первой половины ХХ века // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 4. С. 42–48.

DOI

10.52469/20764766_2024_04_42